“Крим, як це було”: фильм о боли


Я думала, что после «Добровольці Божої Чоти» меня уже ничем не удивишь – настолько сильным по воздействию оказался для меня этот фильм. Но ребята из «Вавилон-13» снова оказались на высоте – так доставать до самых потаенных уголков души могут, наверное, только они. Если вы меня спросите, о чем их новый фильм «Крим. Як це було», я вряд ли смогу вам кратко пересказать его сюжет. Потому что сюжета там нет. Я могу сказать, о чем этот фильм был для меня.

Это фильм о боли. И хотя в нем нет сцен насилия и крови, но болит с первых кадров. Во время просмотра я просто физически ее ощущала, она сквозила в рассказах кадровых офицеров и простых матросов. Боль от того, что не ожидали они такого предательства – ни со стороны россиян, ни со стороны нашего руководства. От необходимости бездействовать и выжидать – в полном информационном вакууме. Боль от того, что не смогли защитить, что не дали защитить, что не получили приказ действовать «на свій розсуд». Боль от слова «тримайтеся» – крымские военные слышать его не могут.

Это фильм об ответственности. О радости тех, кто смог приземлиться на своем вертолете на материковой части Украины, несмотря на обещание «зеленых человечков» сбивать всю технику, которая будет взлетать с аэродрома. И об огромной боли тех, кто не смог отстоять свой корабль, для кого до конца жизни это промедление будет смерти подобно. И да, как бы пафосно это ни звучало, – они готовы были отдать свою жизнь за эту груду железа.

Это фильм о долге. О том, что присягу принимают один раз. О том, что оказывается, у тебя есть Родина, и эту Родину предавать нельзя. Нельзя оставить ее без авиации. Нельзя вот так отдать новоявленному врагу аппарат, на ремонт которого государство выделило миллионы гривен. О верности Уставу и готовности стоять до конца.

Это фильм, оставляющий множество вопросов. Откуда в них столько героизма, что петь гимн Украины, когда на плацу поднимают Андреевский стяг? Откуда у них сила воли противостоять переманиванию на российскую сторону разнообразными материальными благами, которых они в жизни не видел? Откуда у них такая любовь в своей Родине? Как она родилась? Почему проявилась? За что они боролись? И почему сейчас, по прошествии двух лет, их подвиг все еще неценен по достоинству?

Этим мужчинам не надо завивать бороды в барбершопах, чтобы выглядеть как мужчины. Им не надо делать татуировки для того, чтобы подчеркнуть свою мужественность. И дорогой костюм на них будет смотреться хуже, чем обычный форменный пиксель. Им достаточно просто сказать несколько скупых слов и сдержать слезы. Потому что фраза «мужчины не плачут, мужчины огорчаются» – это о них. И о том, что они пережили, ты понимаешь только по тому, насколько нервно они курят. И сколько бы лет ни прошло – их курение останется таким же нервным.

Поверьте, я далека от идеализации наших бравых военных. За полтора года, проведенных в волонтерстве, я их встретила огромное количество. Среди них есть разные люди – и готовые поделиться последним, и жадные, и отдающие всего себя службе, и забывающие про свои семьи, которые живут порой в жутких условиях. Есть упрямые, гордые, заносчивые … Молчуны и говоруны … Приписывающие себе чужие подвиги и молчащие о своих … Этот фильм – всего про одну черту их характера. Наверное, ту самую, которая заставляет моих коллег-волонтеров жертвовать своими интересами, собирать помощь, дежурить в госпиталях и на вокзалах, организовывать выдачи гуманитарной помощи …

Мне кажется, что именно за таким кино будущее. Не за многомиллионными блокбастерами, в сюжет которых не веришь, потому что герой падает на металлическую решетку с огромной высоты, а потом без единой царапины поднимается и идет дальше. Март 2014 оставил в жизни этих мужчин и членов их семей такой неизгладимый след, что, мне кажется, ни один психолог, психиатр или специалист по ПТСР не сможет избавить их от этих воспоминаний. Впрочем, мне кажется, они и не захотят. Потому что эти воспоминания – это часть истории их Родины, которой принадлежит вся их честь. Без остатка.

 

Александра Тишейкина, волонтер

 

Залишити відповідь

